Если Ваше учебное заведение готовит их, то где результаты их работы?
Типичные результаты работы программистов:
- Операционная система
- Текстовый редактор (где Лексикон, Фотон, Слово и дело?) или табличный процессор
У большинства стоит операционная система Windows, текстовый редактор Word (который заслонил все отечественные разработки). Во всём мире, куда приходит Билл Гейтс, на долю отечественных разработок остаётся не более 3-5% рынка, пока полностью не исчезнут. Он является монополистом, подсадившим нас на свои программы. Как ему это удалось?
Есть много гипотез, но только он знает как именно. А может быть так? Например, дали СССР денюжку, но с условиями, одним из которых была компьютеризация. Бухгалтера помнят, когда на фирме работает несколько человек, но Пенсионный Фонд РФ принимает отчёты на дискетах. Фирмам приходилось покупать компьютеры. О лицензионных программах и речи быть не могло. Ставили пиратское. Программы Билла Гейтса не имеют степеней защиты, легко копируются с диска на диск. Случайно ли это? В те времена еле-еле хватало денег на железо, не говоря уже о программах. Банки начали давать кредиты населению на компьютеры — почти в каждой квартире, где есть ученики или студенты, появился компьютер. Те, кто дал деньги, отбили их тем, что наварились на проданных нам компьютерах. Первый этап пройден. Этап 2. Хотите вступить в ВТО? Ну тогда ТОЛЬКО лицензионные программы, а непослушных в ГУЛАГ-архипелаг (от двух до шести лет). Есть деньги — откупись — прямо из кабинета следователя тебя отведут в Уголовный розыск, где тебе расскажут, что лучше заплатить 500 000 рублей, чем гнить на нарах, а статью более тяжкую помогут организовать бесплатно. Не может быть? На всех найдётся управа… Управление делами президента отпишет твою жалобу в ГУВД по Свердловской области, те проверят себя — всё чисто, никто денег не вымогал. Ну а если не посадят, то штраф возьмут тысяч 200, плюс двойную стоимость лицензионных программ отошлют Биллу Гейтсу (вывоз капитала за рубеж). Вот так нас всех поимели. А почему нельзя перейти на Линукс? А потому, что множество гос. органов имеют сайты, для работы которых нужен Internet Explorer, который входит в состав Windows. Операционные системы от Билла Гейтса стоят от 2600 до 120 000 рублей, тонна стали стоит 2000 рублей. Они нам интеллектуальную собственность, а мы им несколько тонн стали. Через 2-3 года нужно будет покупать новую операционную систему, а комбайн, сделанный из этой стали, ещё будет работать. Равноценный обмен?
Что делать? Уже некоторые начали что-то делать, появилось движение Open Source. Но… это энтузиасты, которые программируют после работы. Ядро Линукс сделал один человек, как бесплатную альтернативу платной операционной системы Unix. Он где-то учился и это его учебная работа. Раньше под Линукс была проблема с программами, которую решили почти полностью, но осталась проблема с драйверами, без которых не сканер, не принтер работать не будут, также есть несовместимость с интернет-провайдерами российскими.
Итак, 3 выхода:
- Сделать так, чтобы Линукс стал на уровне ядра понимать драйвера, написанные для Windows (это уже сделано для Wi-Fi сетевых карт)
- Написать операционную систему, в которой бы работали программы из Windows
- Оставаться в жопе (самый простой путь, выбираемый слабоками, предпочитающими плыть по течению, пусть даже в канализации)
По второму пути пошли люди из ReactOS, но руководит ими человек, который сам ходит на работу, т.е. у него недостаточно опыта управления, и он не придерживается графика создания операционной системы.
Причём тут учебные заведения?
Нам в институте говорили, что когда придём на работу, то нам скажут: ‘Забудьте то, что проходили в институте’. Когда пришёл после института на государственный завод, то понял, что эти знания не дают применять — зарплата низкая — ушёл, а когда сам стал зарабатывать на хлеб, то понял, что уровень знаний — это даже не 1900 год, а ещё старее. В институте изучали языки программирования Basic, Pascal, dBaseIII, а после института выяснилось, что это применяли лет 10-15 назад, а сейчас это Delphi, Visual Basic, SQL, 1С. Почему это произошло? Когда глобализаторы развалили Советский Союз, то они говорили: ‘Каждый занимайся своим делом: политики пусть занимаются политикой, экономикой пусть занимаются экономисты’. Вот и вышло, что учебные заведения занимались обучением, а производственники занимались производством и друг друга не касались. Разделяй и властвуй. Кстати, это сделали и с Линуксом (каждый занимается сборкой своих дистрибутивов со своими понтами, а как операционная система она ещё недоделана) — посмотрите, даже список его разветвлений мелким шрифтом не умещается на страницу. Что делают на лабораторных занятиях программисты операционных систем? Решают учебные задачи 20-летней давности.
Пришла пора объединиться учёбе и производству. Но как?
Вместо виртуальных, далёких от жизни, учебных задач, написанных при царе Горохе, переходить к реальным задачам, которые ставит жизнь. Вместо лабораторных, контрольных, курсовых, дипломных работ решать производственные задачи и задачи конечных пользователей. Есть уже сайты, где люди пишут пожелания к какой-то программе. Далее преподаватель смотрит этот список: 20% самых востребованных функций распределяются между учениками. Естественно, преподаватель понимает, какой ученик обладает нужными знаниями, а какой нет. Но если даже не знает, то преподаватель должен научить самообучаться ученику и находить недостающие знания самому (ведь в жизни все науки переплетаются). А в помощи к этой программе будет написано, что такой-то ученик делал такую-то работу и указаны все возможные способы связи, а также дана фотография ученика. Тогда при устройстве на работу ученик сможет открыть сделанную программу, которую использует работодатель и подтвердить свой профессиональный уровень. А также, если ученик сделал нечто потрясающее, то тот, кому будет нужно подобное, найдёт этого ученика и предложит ему работу. Но если ученик НЕ МОЖЕТ решить поставленную задачу, то… что делают при невыполнении лабораторных и прочих работ? И это будет правильно: кому нужен программист, который не может программировать? Часто у бюджетников нет денег на лицензионные программы, поэтому ученики и могут решить проблемы подобных организаций. Кроме того, есть сайты, где люди складывают в копилку деньги за новые программы или новые функции в программах, порой доходит до 100 или 10 000 долларов. Это то, на чём ученики могут заработать после учёбы.
- Составить список необходимых программ
- Либо доделать Линукс, либо дописать альтернативную операционную систему
- Посмотреть, есть ли подобные бесплатные программы с открытам кодом (если есть иностранные, то перевести интерфейс на русский язык, а если нет, то начинать создание с нуля).
Вот здесь ученики и поймут, что для создания бухгалтерской программы нужно разговаривать с бухгалтером на бухгалтерском языке, а для этого ему придётся всерьёз изучить бухгалтерский учёт. И будет у них чувство, что они сделали что-то полезное сегодня на уроке, а не отсидели пары, протирая штаны. И будет у них объединение и будет цель. Вы хотите, чтобы ученики принесли пользу? Если да, то свяжитесь со мной. Сегодня я заинтересован в учениках и студентах, проживающих в Октябрьском районе.
Михаил , Компьютерщик. www.2133790.ru